воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Впечатления от игры "Поймай волну" на SECR 2017

Хочу наконец написать свои впечатления от игры “Поймать волну”, в которой приняла участие на Software Engineering Conference Russia 2017.

Игра длилась чуть меньше двух часов, проходила в довольно интенсивном темпе, и прямо скажем, закончилась на самом интересном месте: когда все команды прорвались на новый рынок, но еще не успели на нем закрепиться и развиться.

А вот начиналась игра немного сумбурно и непонятно. Непонятно было, стоило ли мне, продуктовому системному аналитику идти на игру, нацеленную в первую очередь на менеджеров продуктов. Непонятны были правила игры, странные плакаты с таблицами, развешанные по стенам. Пояснения более сведущих в духе "это похоже на монополию" ситуацию не облегчали, потому что в монополию я играла разве что в школьные времена. Интрига добавляла мне энтузиазма.



Ведущие дали вводную информацию, игра началась. Первый ход игры ситуацию ненамного облегчил. Нашей команде выпали совершенно неудачные карты. Большую часть из них, как выяснилось, вообще нельзя было на данном ходе использовать, а с остальными были не понятны, выгоды и риски. Выяснять все приходилось у ведущих. Дмитрий и Николай перемещались между 4 командами довольно оперативно, но учитывая ограниченное время на игру, им, похоже, приходилось нелегко: отвечать на вопросы, следить за временем, раздавать карты и следить за финансовым балансом команд.

Но дальше дело пошло на лад. По мере того, как мы наблюдали за ходами смежных команд и последствиями, к которым это вело на плакатах на стене, приходило понимание модели игры. И где-то к третьему ходу я полностью умственно и эмоционально включилась в процесс.

По сути, игра моделирует жизненный цикл рынка. В исходной точке есть несколько компаний-команд, имеющих равные возможности, равную сумму денег, равный технологический уровень и даже равную численность клиентской аудитории. Но дальше в игру вступают мощные силы случайности и наши скромные попытки получить из них выгоду. Случайно здесь почти все: случайно выбираются на ход общие условия на рынке, командам случайно раздаются карты с возможными шагами по развитию их компаний. Да, команды могут выбрать какие и сколько действий им применить за шаг, могут докупить себе карты. Но дальше снова случайность - сыграет или нет карта определяют игральные кости.

В этих условиях командам приходилось получать прибыль, привлекать инвестиции, развивать технологии, выпускать новые продукты, а когда рынок был исчерпан - пробиваться на новый рынок. Удивительно, но чем дольше мы играли, тем больше появлялось ощущение естественности и логичности происходящего. Во многом этому способствовали экспертные комментарии Дмитрия Безуглого, которыми он сопровождал итог каждого хода. Он комментировал ситуацию, наши действия и их результат и проводил аналогии с тем, как это происходит в реальном мире. Его профессионализм и харизма превращали даже неожиданные повороты игры в довольно поучительные истории.

В результате за пару часов мы смоделировали процессы, занимающие в реальной жизни несколько лет, и на собственных поступках и мотивации прочувствовали, почему все происходит именно так. После игры я была в отличном настроении, воодушевленная, полная еще не совсем осознанных мыслей и идей.

Буквально месяц другой спустя мне довелось изобретать вместе с коллегами собственную игру для стажеров-аналитиков. Тогда я в полной мере осознала, какая это объемная работа, требующая согласованных действий от придумывания идеи, до организации и фасилитации. Может быть и об этом не поленюсь написать подробнее.


Комментариев нет: