вторник, 15 июля 2014 г.

Что или кто меня все время отвлекает?

Одна проблем, почему мне бывает трудно сосредоточиться - постоянные внешние вмешательства. Мелкие, но отвлекающие. Вопросы, просьбы и т.п. В конечном итоге накапливается такое раздражение, что даже садиться за задачу противно. Все равно ведь не дадут спокойно дело сделать!

Уже не помню, с чьей подачи наткнулась на технику Помодоро, но как оказалось, это отличная идея, простая и эффективная. Основная целевая аудитория ее - те, кого вечно отвлекают и прерывают. Ну то есть как раз для меня. Но по мере ее применения я обнаружила еще несколько полезных эффектов.



Основная часть техники - понятие помидора. Это отрезок времени в 25 минут, в течении которых запрещено прерываться на что либо. Все, кроме пожара в доме, способно подождать эти несчастные 25 минут. Звонки, чай, письма. Некоторые меняют длину этого отрезка времени, но мне кажется автор неспроста выбрал именно этот интервал. За меньшее время трудно сделать что-то осмысленное, а отрезок времени более получаса психологически воспринимается как большой, а значит труднее будет отложить до его конца "срочный" звонок. Все это и много больше описано  отличном и понятном мануале на сайте http://pomodorotechnique.com/

После помидора идет 5-минутный перерыв. Вот тут можно сходить в  туалет, налить чаю и решить, что делать с делами, которые свалились за время этого помидора. Совсем маленькие можно успеть за перерыв, большие внести в план и т.п.

Техника популярная, для нее в Google Play валяются сразу несколько удобных приложений, с часиками, которые будут отсчитывать помидоры, напоминать о перерывах и даже вести статистику. Я остановилась на Clockwork Tomato.

Так что довольно легко и естественно техника стала частью жизни. И первое, что я открыла: я прерываю себя гораздо чаще, чем окружающий мир. Собственно в мануале этой теме отведена самая толстая глава. Но пока не ощутила на себе, не осознала, насколько эта проблема весома.

Стоило сесть за полезное дело, и вместо попыток сосредоточиться, я начинаю прислушиваться,  а не зовут ли меня. В голову лезут ценные мысли о дальнейших планах или напоминалки о невыполненных делах. Руки тянутся проверить почту, убраться на столе, расставить книги на полке. Мне стоило определенных усилий все это перебороть

Весь фокус оказался как обычно в графомании. Пришла в голову посторонняя мысль - запиши ее и возвращайся к основному делу. Только так ее можно вытряхнуть из головы. Как только это вошло в привычку, оказалось, что мысли лезут в голову круглые сутки, и если их записывать сразу, как появились, то во время Помидора появится не так уж много новых ценных мыслей. В конечном итоге мне даже не всегда стало нужно включать часики Помодоро, потому что я просто занимаюсь намеченной задачей.

Еще один интересный эффект Помодоро проявил для больших задач, слонов, за которых трудно взяться. Не так уж сложно уговорить себя потратить на задачу 25 минут. "Я просто посмотрю, что тут можно сделать" И вот уже через эти 25 минут я увлеченно занимаюсь задачей, с недовольством отвлекаясь на перерывы.

Перерывы кстати тоже очень важны. Особенно как раз для больших задач, в которые можно нечаянно уйти с головой, забыв про остальное. Например, мне нравится начинать работу с чтения книги. Это хорошо концентрирует, настраивает на рабочий лад, да и информация на свежую голову лучше ложится. И тут важно не зачитаться на полдня. Ровно 1 помидор на книгу. И дальше - к другим делам.

И все эти приятные плюшки -  всего лишь первый шаг в освоении техники. Далее следуют рекомендации по планированию в помидорах, по анализу собственной продуктивности. В домашних условиях это не особо нужно, а вот в профессиональной деятельности может быть  весьма и весьма на пользу. 

Комментариев нет: