х\ф "Тот самый Мюнхгаузен"
В умелых руках ирония, а порой даже и легкий сарказм - это эффективные инструменты для борьбы с зомбированием авторитетами. Если кто-то с увлеченностью глухаря и миссионерским блеском в глазах зомбирует окружающих, как донести факт существования альтернативных взглядов на проблему, не вступая в ненужный спор об истинности той или иной позиции? А что будет, если "зомбирующий" - ваш начальник? Вы будете имитировать кивающего головой зомби и придумывать про себя жестокий стёб для вашего блога?
Метафора, гипербола и гротеск - самые, пожалуй, распространенные инструменты "офисного" юмора. Ими владеют почти все и кишмя кишит интернет. Притча про гребцов, комиксы про Дилберта - лишь немногие тому примеры. Отвлеченные от деталей реальности, эти истории становятся стереотипами (или как сейчас модно говорить паттернами и антипаттернами), в которых все узнают свое. А за пределами интернета эти инструменты помогают, экстраполируя локальные тенденции в глобальный масштаб, сделать видимым воздействие чего-то малого или растянутого во времени. В компаниях с инертным поведением это может сэкономить человеко-года ненужной работы.
Ну и наконец тяжелая артиллерия - издевка, гомерический хохот, непримиримый сарказм - боевые инструменты для случаев, когда отступать уже некуда. Вряд ли можно привести примеры благотворного их воздействия на атмосферу и работу. Скорее их появление - показатель проблемы, причем глубокой и незамеченной.
Юмор на работе полезен и это распространенное мнение. Чувство юмора как компетенцию измеряют, оценивают и делают частью профиля компетенций, как это сделал Микрософт. Но как относятся к шутнику в рабочем коллективе? Проявим воображение.
Хорошо ли иметь шутника в коллегах? С ним (ней) легко наладить общение и общаться, его (ее) речь скорей всего легкая для восприятия и живая. Он (она) может из-за шуток поначалу показаться поверхностным или несерьезным, и лишь время и дела покажут, чего он (она) стоит как специалист. И очень трудно примириться, что шутки и ирония порой проходятся и по тебе... но ведь можно отшучиваться.
Хорошо ли иметь шутника в начальниках? Почти как в коллегах. Вот только вопрос - можно ли иронизировать в ответ?! Но даже если нельзя, критика (т.е. обратная связь) в форме иронии наверное мягче, человечнее и больше заставляет задуматься, чем формальный отчет о плюсах и минусах в работе.
Альтернатива - увидеть за шуткой желание людей быть командой, иметь человеческие, а не процессные отношения. Понять, что ирония - это симптом умения и желания думать, сравнивать и принимать взвешенные решения, а не следовать стереотипам. Метафора и гротеск - признак умения наблюдать, мыслить абстрактно и делать выводы из логических рассуждений. И даже сарказм и хохот - показатель болезненного неравнодушия к работе.